Англичанин Артур Эванс, открывший миру цивилизацию Крита, обнаружил во время раскопок на острове три вида письма, которые отвечали трем этапам развития древнекритской письменности.
Первый — иероглифические, «рисуночные» знаки на печатях, возраст которых равен 40–45 векам.
Второй — развившийся на их основе «письмо А», которое датируется 1750–1450 годами до н. э.
Последний, третий вид — «письмо Б», памятники которого обнаружены не только на Крите, но и на территории материковой Греции, в городах Микенах и Пилосе.
Нужно сказать, что до сей поры нигде и никому не удавалось найти памятники письма подобной формы и выполненные такими же знаками, как это сделано на Фестском диске. Рядом с таинственным диском, который был найден в одном из боковых строений дворца минойской эпохи, лежала разбитая табличка с надписью, сделанной критским письмом А.
В связи с этим диск был датирован археологами тем же временем, что и найденная табличка, — примерно 1700 годом до н. э., то есть временем, когда был разрушен дворец. Диск, очевидно, относится все же к более ранним эпохам, поскольку предполагают, что он был изготовлен гораздо раньше гибели дворца.
Надпись на Фестском диске — не вырезанная, а «штампованная»: она сделана с помощью сорока пяти «штампов», тщательно сделанных из какого-то твердого материала (деревьев или металлов?). Трудно поверить, что набор сорока пяти различных знаков-штампов изготовлен был лишь для того, чтобы оттиснуть одну-единственную надпись на диске. Видимо, были и какие-то другие, аналогичные диску из Феста тексты, но они не сохранились до наших дней.
Дешифровка Фестского диска началась сразу же после его находки. Поскольку надписи на диске не были похожи на минойские письмена, ученые решили начать поиски внешнего сходства со знаками других известных письменных систем.
И вот уже более 90 лет специалисты разных стран ломают головы над расшифровкой текста Фестского диска, которому посвящено несколько сот научных работ. Существует немало версий, но ни одна из них не признана пока достаточно убедительной.
Археолог Артур Эванс считал загадочный текст диска священным победным гимном. В 1931 году один ученый предположил, что текст написан по-гречески, и даже прочел одну фразу: «Восстань, спаситель! Слушай богиню Реа!» Англичанин С. Гордон решил, что текст написан на языке басков, стоящем особняком от остальных языков мира, но его перевод выглядел просто как набор отдельных слов.
В 1948 году другие исследователи прочли загадочные знаки на одном из семитских языков. Тогда же профессор Е. Шертель предположил, что знаки передают индоевропейский язык, родственный латинскому, а сам текст является гимном Зевсу и Минотавру. А профессор университета в Иоганнесбурге С. Девис истолковал знаки как церемониальный текст.
В дальнейшем стали появляться совершенно различные по содержанию и смыслу переводы надписей на диске. Разнообразие их велико: это, как уже говорилось, и религиозные гимны, и ритуальные надписи, а также указы о разделе земельных наделов, указания к проведению праздника сева, донесения разведчиков или просто краткая историческая хроника. Наряду с многими другими, существует также гипотеза о том, что пиктограмма Фестского диска является единственным доказательством существования легендарной Атлантиды.
Рассмотрим кратко некоторые из этих «достоверных», по мнению их авторов, переводов...
В 1976 году в журнале «Балканское языкознание» и через год в советском академическом журнале «Вестник древней истории» были опубликованы статьи академика Вл. Георгиева, в которой изложена новая, совершенно оригинальная дешифровка. Известно, что до греков на Крите жили термилы, переселившиеся впоследствии в юго-западную часть Малой Азии. Поскольку диск из Феста относится к догреческой эпохе Крита, то вполне допустимо, что авторами текста были как раз термилы.
Исходя из этой предпосылки, академик Вл. Георгиев нашел ряд соответствий между знаками диска и пиктографическим письмом термилов.
Расшифрованный академиком текст является краткой исторической хроникой или даже своеобразным докладом фестскому царю о событиях, произошедших в юго-западной Малой Азии.
В то же время в советской научной печати появился другой вариант дешифровки диска, автором которого является московский историк А.А. Молчанов.
Согласно А. Молчанову, текст диска является «самой древней в Европе надписью, посвященной историческим событиям». Он содержит не сведения об отношениях между Критом и Троей, а списки правителей отдельных городов Крита, священный договор или близкий ему по смыслу торжественный священный акт.
В том же 1977 году польский журнал «Пшекруй» опубликовал статью Томаша Зелиньского под названием «Диск заговорил», в которой рассказывается о том, что доктор Шалек, инженер-экономист, с помощью «структурно-феноменологического анализа» сумел прочитать текст. Он является молитвой, оттиснутой в глине и написанной на греческом языке.
В конце 1980-х годов в советских публикациях по дешифровке Фестского диска появились сведения о его новой интерпретации. Речь шла о новой теории нашего соотечественника, не маститого ученого, а просто любителя истории из небольшого городка Владимирской области В.М. Михайлова.
При изучении диска он привлек мифологию Древней Греции, и оказалось, что на диске изображены небесные созвездия! В группах знаков В. Михайлов отыскал созвездия Льва, Тельца, Змееносца, Овна, Кефея, Кассиопеи, Большой Медведицы, Козерога и других. Его гипотеза о том, что Фестский диск представляет собой звездный путеводитель для мореходов, вызывает уважение.
Вспомним, что в античности морские суда плавали, как правило, в виду берегов. Однако величайшие мореплаватели совершали свои путешествия не только вдоль береговой полосы, но и пересекали моря. А для этого нужна была уже ориентация по Солнцу и, конечно, по звездам. Для этой цели и использовался Фестский диск.
Нужно сказать, что и в наше время исследователи продолжают трудиться над расшифровкой Фестского диска. Например, недавно появилось сообщение в немецком журнале «Шпигель» о том, что наконец удалось расшифровать эти непонятные до сих пор надписи.
Разгадку диска нашел немецкий филолог Дерк Оленрот. Он предположил, что каждый значок на диске соответствует буквам греческого алфавита. Эта идея в принципе не нова. Но прежде ученые пытались разобрать текст, расположенный по спирали, читая его от края диска к центру. Дерк Оленрот догадался начать расшифровку, начиная от центра диска?! И это была правильная догадка.
В расшифрованном тексте на обеих сторонах диска сообщается о двух святилищах в Греции (не на Крите!), причем на одной стороне, кроме того, есть еще фразы магического характера. В то же время на второй стороне диска повествуется о микенском городе Тиринсе и о находящемся там Храме Зевса. Надпись предупреждает о смертной казни каждому, кто попытается проникнуть внутрь святилища.
Удивительно, но ученые доказали местное, критское происхождение диска. Д. Оленрот утверждает, что автор текстов на Фестском диске владел старогреческой письменностью, но зашифровал их от непосвященных. Тем самым Д. Оленрот отодвинул возникновение алфавитной греческой письменности на восемь веков вглубь истории...
И, наконец, самая последняя версия... В еженедельнике «Мир новостей» № 20 (230) от 16 мая 1998 года была опубликована статья А. Трофимова «Реликвия из Атлантиды?», в которой излагается оригинальная гипотеза польского ученого Мачея Кучиньского, представляющая для нас интерес...
По версии М. Кучиньского, диск является реликвией затонувшей Атлантиды. Надписи на нем вряд ли исполнены на каком-либо языке в прямом понимании этого слова, а скорее всего являются своеобразной символикой, описывающей в иносказательной форме основные этапы зарождения жизни на Земле. Пиктограммы диска по группам расположены в витках спирали, исходящей от жирной центральной точки — очевидно, Солнца, и уже это намекает на содержание текста.
По сути дела, Фестский диск — это краткий «учебник» по биологии. Он нашпигован интереснейшей научной информацией и поэтому мог появиться только в недрах высокоразвитой цивилизации, обладающей богатейшими знаниями и научным предвидением.
Биологическая запись на диске в какой-то степени перекликается с сюжетным содержанием рисуночного письма на так называемых кодексах мексиканских индейцев, а также на многочисленных скальных письменах. Значит, эти тексты когда-то в разной форме тиражировались. Рисуночное письмо в странах Средиземноморья и на Востоке никогда не применялось.
Все это, как полагает М. Кучиньский, подкрепляет предположение, что Атлантида все же существовала, выполняя на протяжении многих тысячелетий роль своего рода «мозгового центра» и мостика между Американским и Европейским континентом.
Почему для передачи информации были выбраны именно символы?..
Очевидно, для распространения знаний среди народов, стоявших на несравненно более низкой ступени своего развития, целесообразнее было использовать универсальный язык в виде символических рисунков, который был бы понят мудрецами и жрецами древнего мира, независимо от того, где они проживали и на каком языке разговаривали.
М. Кучиньский считает, что ему удалось понять смысловую нить около трех десятков отдельных групп символов, каждая из которых является как бы страничкой из этого «учебника». В его трактовке диск повествует о решающей роли Вселенной в создании жизни на Земле во всех ее проявлениях.
Там якобы имеются также ссылки на длительные эволюционные процессы, которые в конечном итоге привели к появлению рода человеческого.
В переводе польского ученого это звучит примерно так: связь Космоса с Землей создала рыбу, а рыба путем сложных процессов клеточного деления и факторов воздействия внешней среды постепенно эволюционизировала в человека.
Короче говоря, человек вышел из воды. В пиктограммах акцентируется внимание на неземном происхождении жизни, в чем они сильно перекликаются с мифами и легендами многих народов. Случайно ли это? Судя по переводу польского исследователя, древние знали об эволюционной роли хромосом и процессах клеточного деления.
В том, что Фестский диск не подделка, никто не сомневается. Так откуда же древнейшие цивилизации, нарисовавшие хромосомные цепочки, могли иметь такие знания?.. Великий грек Платон не сомневался в высочайшем уровне цивилизации, существовавшей на чудо-острове Атлантиде, что несомненно добавляет «очки» гипотезе М. Кучиньского.
Предположим, что все эти открытия не были сделаны атлантами, а всю информацию на Землю доставили «курьеры из Космоса». С точки зрения здравого смысла, они должны были бы передать эти бесценные знания наиболее интеллектуально развитому обществу, а не дикарям, которые все равно их выбросили бы на свалку...
И неужели в «лабораториях» Атлантиды был изготовлен один-единственный экземпляр диска, наделавшего теперь так много шума?.. Таких дисков«учебников», вероятно, могло быть и больше, но они либо еще не найдены, либо пришли в негодность, либо навсегда вместе с великой цивилизацией погрузились в глубины Атлантического океана.